Годовой объем российского чайного рынка в 2002 году достиг 160 тысяч тонн.
Чайный рынок России продолжает развиваться, демонстрируя последовательное увеличение на уровне 3% в год в объеме и до 7% в стоимостном выражении. Источником роста являются растущие доходы населения, увеличение числа современных перерабатывающих предприятий на территории государства, оптимизация процессов производства и логистики, динамичное развитие сетевых форм розничной торговли.
В течение последних лет существует устойчивая тенденция роста поставок нефасованного чая в Россию. После того, как в 1997 году были введены новые разделительные ставки ввозных пошлин на фасованный и нефасованный чай, стало выгодно осуществлять вторичную переработку чайного сырья и его фасовку в розничную упаковку на территории России. И если в 1998 году доля нефасованного чая в общем объеме российского чайного импорта составляла всего 30%, то в 2002 году - уже 68%. Государственная инвестиционная политика положила начало интенсивному развитию производства чая в России и привела к тому, что на сегодняшний день все крупнейшие операторы рынка располагают собственными производственными мощностями. "Орими Трэйд" запустил свое собственное производство в Ленинградской области в 2000 году. По оценкам специалистов завод "Невские пороги" является одним из самых современных производственных предприятий в Европе.
Индия долгое время доминировала в структуре чайного импорта России. После отмены в 2001 г. системы государственных льгот на поставки товаров из Индии, доля индийского чая в общем объеме ввоза снизилась. В новых конкурентных условиях индийский чай уступил цейлонскому с точки зрения соотношения цена - качество, и оказался вторым на российском рынке. После 2000 г, когда доля Индии составляла 71%, в 2001 - индийские поставки еще сохраняли первенство, но занимали только 50%. По итогам 2002 г. объем чая из Шри-Ланки составил ~ 39%, объемы поставок чая из Индии теперь составляют ~ 32% в структуре импорта.
Среднедушевое потребление чая в России составляет 1 кг в год. В рацион 95% взрослого населения обязательно входит чай. В России его, как правило, пьют горячим, поэтому чай - сезонный продукт, пик потребления которого приходится на зимние месяцы. Среднестатистическая картина потребления горячих напитков такова: 3 чашки в день, из них, у половины населения - 2 чашки приходятся на чай и 1 - на кофе.
Выбирая чай российский покупатель прежде всего обращает внимание на торговую марку чая. 86% покупающих чай ограничивают свой выбор тремя брэндами. Около 70% демонстрируют устойчивую лояльность к какой-либо марке. За последние полгода примерно 21% покупателей отказались от основной марки потребления. Причинами отказа являются, как правило, изменение или ухудшение вкуса чая, а также появившаяся возможность покупать более качественный продукт.
В том, что касается пакетированного чая, Россия повторяет развитие европейского чайного рынка: мы пьем все больше чая в пакетиках. За последний год доля пакетированного чая на рынке выросла с 7% до 12%, и по мнению специалистов этот рост продолжится в будущем. (Для сравнения: в Англии доля рынка, которая приходится на чай в пакетиках, составляет 70%).
РРост потребления чая в пакетиках для разовой заварки связывают не только с ростом доходов населения. Рынок пакетированного чая преображается по мере увеличения влияния на него российских производителей. Чай в пакетиках становится дешевле и вкуснее, потому что именно отечественные производители понимают, как высоки требования россиян к чаю, и стараются выполнить их, выбирая для пакетированного чая сорта, не уступающие листовым по вкусу и аромату.
С увеличением популярности здорового образа жизни, растет и популярность зеленого чая. В 1998 г. его доля на рынке составляла 2% в объеме, а в 2002 г. - 4,2%. Спрос на зеленый чай активнее в крупных городах, а в масштабах всей страны он все еще не очень заметен. Тем не менее факт роста налицо и специалисты прогнозируют дальнейшее развитие рынка зеленого чая.